Государственное задание Министерства науки и высшего образования РФ

Государственное задание Министерства науки и высшего образования Российской Федерации "Формирование и развитие региональных инновационных систем в российской экономике". (26.6446.2017/БЧ). 2017-2019 гг.

Руководитель: Родионов Дмитрий Григорьевич

Работники: Рудская Ирина Андреевна, Кудрявцева Татьяна Юрьевна, Кравченко Валентина Витальевна, Величенкова Дарья Сергеевна, Жогова Елена Вячеславовна, Гутман Светлана Семеновна.

Переход к инновационной модернизации экономики требует разработки концепции формирования инновационной среды развития российской социально-экономической системы. Цель проекта заключается в разработке теоретико методологических основ формирования и развития российской социально-экономической системы в условиях инновационной модернизации. Предметом исследования выступает организационно-экономические и финансовые отношения субъектов инновационной структуры российской социально-экономической системы. В соответствии с целью и задачами исследования предполагается получить следующие основные научные и практические результаты:

1. Разработка теоретических основ управления инновационной модернизации российской социально-экономической системы;

2. Развитие концепции формирования инновационной среды развития российской социально-экономической системы;

3. Моделирование процессов формирования инновационной среды российской социально-экономической системы;

4. Разработка методов и моделей региональной промышленной политики и оценка ее эффективности.

  • Постановка проблем

    В настоящее время экономическое развитие Российской Федерации обеспечивается преимущественно за счет эксплуатации недр и других природных ресурсов. Однако, у России, кроме природно-сырьевого, имеется огромный социально экономический потенциал, создающий большие возможности для обеспечения инновационного развития.

    Курс на создание национальной инновационной системы был провозглашен на государственном уровне в качестве стратегического направления развития страны в целом и научно-технологической сферы еще в 1997 г. С тех пор создавались отдельные элементы этой системы (государственные и региональные фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, российская венчурная компания, венчурный инновационной фонд, кластеры промышленных предприятий и т.п.), но вне связи друг с другом и с другими секторами экономики (такими, как промышленность, АПК, строительство и т.д.). При этом заимствование зарубежного опыта происходило путем переноса отдельных элементов целостных экономических механизмов и потому не приводило к ожидавшимся результатам. В итоге, несмотря на положительный опыт целого ряда инициатив, прорыва в области инновационного развития экономики России и ее регионов не произошло. Главной проблемой остается отсутствие действенных экономических механизмов, стимулирующих инновационное развитие как на уровне всей страны, так и в регионах в частности, что говорит об отсутствии инновационного развития российской социально-экономической системы в целом.

    Для осуществления поставленной задачи необходима разработка управленческой модели формирования инновационной среды, которая позволит обеспечить не только грамотное и качественное управление процессами формирования инновационной среды развития на макро- и микроуровнях, но и позволит определить направления формирования внутренней инновационной среды развития российской социально-экономической системы. Переход к инновационной модернизации экономики требует разработки концепции формирования инновационной среды развития российской социально-экономической системы.

  • Цель проекта

    Цель проекта заключается в разработке теоретико-методологических основ формирования и развития российской социально-экономической системы в условиях инновационной модернизации.

    Предметом исследования выступает организационно-экономические и финансовые отношения субъектов инновационной структуры российской социально-экономической системы.

  • Целевая группа проекта

    Потребители результатов проекта – субъекты инновационной структуры российской социально-экономической системы – государственные организации и учреждения различных уровней власти, промышленные предприятия, научный и образовательные организации.

  • Описание деятельности

    Разрешение научной проблемы обуславливает необходимость решения следующих научных задач:

    1. Выявить закономерности российской социально-экономический системы, обобщить полученные результаты;

    2. Разработать концепцию функционирования российской социально-экономической системы;

    3. Исследовать с позиций предложенной концепции направления формирования внешней и внутренней инновационной среды развития российской социально-экономической системы;

    4. Формирование кластерной модели взаимодействия промышленных предприятий;

    5. Разработка модели взаимодействия инновационных ВУЗов и промышленных предприятий как ядра российской инновационной системы.

  • Описание научных подходов

    В рамках проекта будут использованы следующие научные подходы:

    – системный подход и методы системного анализа, позволяющий обеспечить контроль управления переходами между стадиями инновационных процессов от идей до коммерциализации и использования инноваций;

    – применение рыночного подхода при формировании и развитии инновационной среды сектора высшего образования;

    – моделирование процессов формирования инновационной среды развития российской социально-экономической системы и их оценка;

    – подходы и методы индикативного и программно-целевого планирования, теоретические положения экономики общественного сектора, экономики промышленности и региональной экономики, имитационное моделирование и методы математического моделирования при разработке модели региональной промышленной политики и оценки ее эффективности;

    – методы прогнозирования, статистического анализа и эконометрического анализа, а также методы кластерного, дисперсионного, факторного и регрессионного анализа при анализе кластеров промышленных предприятий регионов России.

  • Результаты

    В соответствии с целью и задачами исследования предполагается получить следующие основные научные и практические результаты:

    1. Разработка теоретических основ управления инновационной модернизации российской социально-экономической системы;

    2. Развитие концепции формирования инновационной среды развития российской социально-экономической системы;

    3. Моделирование процессов формирования инновационной среды российской социально-экономической системы;

    4. Разработка методов и моделей региональной промышленной политики и оценка ее эффективности.

  • Назначение и предполагаемое использование результатов проекта

    Значение предполагаемых результатов для теории заключается в том, что основные положения и выводы могут быть использованы для управления формированием и развитием инновационной среды в Российской Федерации. Основные положения могут быть применены: для развития научных положений в области управления инновационными процессами в российских социально-экономических системах; при оценке состояния инновационной среды как на региональном, так и на федеральном уровнях Российской Федерации; при разработке механизма взаимодействия инновационных ВУЗов России, обеспечения непрерывной подготовки кадров для экономики инновационного типа; в учебном процессе вузов при изучении дисциплин «Инновационный менеджмент», «Институциональная экономика», «Корпоративные финансы» и других.

    Значение предполагаемых результатов для практики:

    – разработка методики и организационно-экономического механизма взаимодействия инновационных субъектов рынка;

    – апробация разработанной методики и механизма на промышленных предприятиях и кластерах регионов России.

  • Устойчивость проекта

    В условиях инноваций, структурной перестройки экономики и трансплантации международных институтов, таких как система государственных закупок, система оценки качества, системы государственного бюджетирования, ориентированного на результат, реализация промышленной политики в Российской Федерации, основанной исключительно на базе отраслевого подхода, становится невозможной ввиду его не совместимости симпортированными институтами. В этих условиях предлагается использовать совокупность различных подходов формирования промышленной политики с учетом институциональной среды национальной экономики, одним из ключевых вопросов формирования региональных инновационных систем становится определение объектов управления с целью выявления закономерностей их функционирования для последующего выбора действенных механизмов промышленной политики. Разработка эффективного механизма реализации промышленной политики включает оценку эффективности проводимой политики на различных уровнях агрегации государственных расходов, начиная с эффективности конкретных бюджетных расходов и заканчивая общественной эффективностью. Подобный подход оценки эффективности государственных расходов позволит управлять эффективностью использования общественных ресурсов при реализации промышленной политики в условиях инновационной экономики.