Экспертный стол по статистическому образованию прошел в НИУ ВШЭ

29 Апреля 2025
48
Экспертный стол по статистическому образованию прошел в НИУ ВШЭ

21 апреля в Москве на базе НИУ ВШЭ состоялся экспертный стол, посвященный внедрению российской модели непрерывного статистического образования. Мероприятие собрало представителей образовательных учреждений, экспертов и преподавателей, чтобы обсудить актуальные вопросы преподавания курса «Вероятность и статистика», который с 2022 года стал обязательным для школьников с 7 по 11 классы. В работе экспертного стола принял участие сотрудник Высшей инженерно-экономической школы, к. э. н., доцент Анги Ерастиевич Схведиани.

Экспертный стол под названием «Российская модель непрерывного статистического образования» состоял из трёх секций. На первой сессии участники обсудили ключевые подходы к преподаванию статистики, акцентируя внимание на формировании статистического мышления у учащихся и использовании реальных данных для повышения интереса к обучению. Вторая сессия была посвящена подготовке учителей статистики, где обсуждались изменения в программах подготовки педагогов и роль статистических инструментов в других предметах и внеурочной деятельности. Третья сессия сфокусировала взаимодействие школ и вузов в непрерывном статистическом образовании, включая согласованность образовательных стандартов и уровень подготовки абитуриентов. Участники подчеркнули важность профориентации школьников и информирования их о перспективах обучения статистике в вузах.

Участником дискуссии на третьей секции выступил к. э. н., доцент СХВЕДИАНИ Анги Ерастиевич — руководитель образовательных программ «Анализ данных в экономике» (01.03.05) и «Моделирование и анализ больших данных в экономике» (01.04.05) Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Санкт-Петербург.

В своем выступлении Анги Ерастиевич предложил две основные проблематики: первая относится к необходимости разработки комплексных программ по статистике, вторая — к необходимости развития самостоятельности у будущих студентов при решении различных задач по статистике.

«В современных школьных программах важно продемонстрировать комплексный подход к обучению, так как все дисциплины, такие как физика, математика и обществознание, направлены на решение конкретных задач. При этом в статистических моделях не всегда присутствуют детерминированные связи, и именно способность студентов самостоятельно определять проблематику исследования без помощи методичек становится ключевым фактором их успеха», — отмечает Анги Ерастиевич в своих рассуждениях.

В областях биостатистики, биологии и химии эксперименты с ограниченным числом наблюдений могут давать значимые результаты, поэтому абитуриенты должны владеть знаниями стохастических процессов. В инженерии, например, карты Шухарта помогают анализировать процессы, демонстрируя применение статистики в различных предметах. Однако студенты часто избегают углубления в математические основы, что приводит к некорректным выводам. Важно решать эту проблему на уровне школы, используя простые инструменты и графики для повышения доступности статистики.

Также одним из решений является введение курса статистическо-аналитической грамотности в Политехническом университете. Этот курс должен обучать студентов дата-сторителлингу на основе данных, проходя путь от неприглядных таблиц до формулирования аналитических выводов для принятия реальных управленческих решений. Симбиоз между школой и вузом в этом направлении может значительно повысить общее качество образования и управления, а также улучшить критическое мышление студентов.

Мероприятие завершилось подведением итогов и обсуждением дальнейших шагов по реализации предложенных инициатив. Участники отметили значимость внедрения новых методов обучения статистике для подготовки выпускников к современным вызовам, связанным с растущей ролью данных в обществе.