
С завершением защит бакалавров и магистров в Высшей инженерно-экономической школе мы хотели бы подвести итоги этого важного этапа для наших студентов. В рамках подготовки к защите мы провели интервью с председателями государственных экзаменационных комиссий, как с опытными специалистами, выполняющими эти функции уже много лет, так и с теми, кто только в этом году впервые взял на себя эту ответственную миссию.
В ходе беседы мы обсудили их впечатления от процесса защиты, сложности, с которыми они столкнулись, основные положительные моменты, а также попросили их дать советы будущим выпускникам. Каждый из председателей поделился своим уникальным опытом и взглядами на важность качественного образования и подготовки студентов к профессиональной деятельности.
Иванов Дмитрий, глава МО Васильевский, исполняющий обязанности председателя совета, кандидат экономических наук, председатель ГЭК в ВИЭШ СПбПУ с 2022 года
Как Вы оцениваете актуальность тематики защищаемых выпускных квалификационных работ?
Оценка актуальности тематики защищаемых выпускных квалификационных работ — это многогранный процесс, требующий учета как текущих тенденций в научной и практической сферах, так и перспектив развития выбранного направления. Актуальность тематики защищаемых выпускных квалификационных работ можно оценить как высокую. Темы выпускных проектов, как правило, отражают современные тенденции развития отраслей, отвечают запросам экономики и общества, а также учитывают приоритеты научно-технологического прогресса. Молодые специалисты не только владеют профессиональными знаниями, но и способны анализировать глобальные и локальные вызовы, предлагая практико-ориентированные решения.
Как Вы думаете, влияет ли психологическая атмосфера на защите на качество выступления студентов?
Психологическая атмосфера на защите, безусловно, оказывает влияние на качество выступления студентов. Обстановка стресса, волнения и давления может негативно сказаться на способности четко и уверенно излагать свои мысли, отвечать на вопросы и демонстрировать понимание материала. Поддерживающая и доброжелательная атмосфера, напротив, способствует раскрытию потенциала студента, позволяет ему чувствовать себя более комфортно и сосредоточенно, что, в итоге, положительно сказывается на качестве защиты. Таким образом, доброжелательная атмосфера защиты не снижает её требовательности, но помогает студентам максимально полно представить результаты своей работы и проявить профессиональные качества.
Как Вы оцениваете роль научных руководителей в подготовке студентов к защите?
Роль научных руководителей в подготовке студентов к защите трудно переоценить. Они выступают в роли менторов, наставников и консультантов, помогая студентам выбрать актуальную тему, разработать методологию исследования, анализировать полученные результаты и структурировать дипломную работу. Научный руководитель также отвечает за подготовку студента к защите, проводя консультации, давая советы по оформлению презентации и ответам на возможные вопросы. От компетентности, опыта и вовлеченности научного руководителя напрямую зависит качество подготовки студента к защите и успешность его выступления. Кроме того, научные руководители играют важную психологическую роль: мотивируют, поддерживают уверенность студента в своих силах, помогают преодолеть волнение перед защитой. Поэтому можно уверенно сказать, что высокий уровень подготовки студентов к защите во многом зависит от компетентности, вовлеченности и внимательного отношения научных руководителей. Результаты совместной деятельности видны нам, членам ГЭК, при защите выпускных квалификационных работ.
Аксенов Дмитрий, сфера деятельности — управление активами, председатель ГЭК в ВИЭШ СПбПУ более трех лет
Каковы Ваши общие впечатления от защиты? Что Вам понравилось больше всего?
В целом, впечатления от защиты всегда положительные. Хорошая комиссия, состоящая из профессионалов, четкая организация процесса, отличный секретарь. Большая часть студентов обладают должными знаниями.
На Ваш взгляд, какие аспекты работы были наиболее сильными?
Чем более близкая к жизни работа, тем больше она интересна.
Какие критерии Вы использовали для оценки представленных работ?
Знание и понимание студентом своей работы, четкие ответы на поставленные вопросы.
Какие сложности чаще всего возникают у студентов во время защиты, и как их можно преодолеть?
Часто предоставляются модели, которые должны подтвердить расчеты и актуальность работы, и ряд студентов не всегда четко отвечают на заданные вопросы по этим моделям. Студент должен четко понимать, что он предлагает улучшить, зачем и для чего, доказать это комиссии.
Какой совет Вы бы дали себе, если бы могли вернуться в свое время как студент?
Еще больше взаимодействия теории и практики. Большего участия в различных мероприятиях Университета. Больше практики.
Как Вы оцениваете роль научных руководителей в подготовке студентов к защите?
Считаю ее очень важной. И поэтому иногда грустно, когда некоторые работы сделаны под копирку и меняется только название компании-банка. Руководитель должен помогать делать такую работу, которую ему самому было бы интересно послушать на защите.
Плотникова Виктория Павловна - начальник Учебного центра – начальник отдела развития персонала Учебного центра ПАО «ТГК-1», кандидат экономических наук, доцент, председатель ГЭК в ВИЭШ СПбПУ более 8 лет
На Ваш взгляд, какие аспекты работы были наиболее сильными?
Я была председателем ГЭКа у бакалавров по направлению подготовки 38.03.01_14 «Экономика энергетики» и у магистров по направлению подготовки 27.04.07_01«Экономика инноваций в энергетике». Особенно ценно то, что выпускники этих направлений подготовки хорошо разбираются не только в экономических, но и в технических вопросах энергетики.
Как Вы оцениваете актуальность тематики защищаемых работ?
Темы были очень разнообразные, при этом актуальные как для энергетики, так и для отдельных предприятий. Были темы с серьезной проработкой технических вопросов и одновременно экономических, например: по проектам модернизации ТЭЦ, модернизации градирен с целью повышения экономической эффективности их работы. Еще надо отметить широту охвата проблем, кругозор студентов и перспективность работ. Выпускники рассуждали о технологиях транспорта и хранения водорода, его использования на ТЭЦ, о перспективах развития биогазовой технологии, о перспективах развития турбиностроения в РФ. Слушать защиты было очень интересно, студенты в большинстве были увлечены и погружены в тему. Особенно блистали магистры, при этом, они, казалось, больше волновались.
Как Вы думаете, влияет ли психологическая атмосфера на защите на качество выступления студентов?
Атмосфера на защите у нас была доброжелательная, тем более что выпускники показали хороший уровень подготовки. Почти все свои доклады не читали, а рассказывали, были собраны, одеты в деловом стиле. И очень большое влияние на атмосферу защиты оказывает то, как волнуется за своего студента руководитель выпускной работы. Многие руководители приходили на защиту своих студентов. Чувствовалось, как серьезно и уважительно все относятся к друг другу и к процессу защиты.
Есть ли аспекты, которые, по Вашему мнению, студенты часто упускают в своих исследованиях?
Во время защиты иногда становится понятно, что студент не получил должного внимания на преддипломной практике на предприятии, от этого сильно проигрывает работа, студент не чувствует уверенности в своих выводах. Я бы посоветовала более требовательно подходить к руководителям практики на производстве, не стесняться, ведь вуз готовит будущие кадры.
Что Вам запомнилось из Вашей практики в качестве председателя ГЭК? Были ли какие-то особенно запоминающиеся защиты?
Я вижу, как уровень работ растет, и выступления студентов на защите становятся лучше, это говорит о том, что процесс обучения тоже всегда в развитии, преподаватели знакомы с практической деятельностью, поддерживают связи с производством, ведут научную работу. В этом году меня порадовала защита бакалаврской работы целевой студентки ПАО «ТГК-1». Было очень приятно, что она не подвела, оправдала ожидания.
Панов Алексей Николаевич, Директор ООО «Технологии Инвестиции Строительство», председатель ГЭК в ВИЭШ СПбПУ более 10 лет
Как Вы думаете, влияет ли психологическая атмосфера на защите на качество выступления студентов?
Психологическая атмосфера на защите ВКР – не просто фон, а активный фактор, напрямую влияющий на когнитивные и эмоциональные процессы студента, а значит, и на качество его выступления и ответов. Создание доброжелательной, уважительной и поддерживающей, но в то же время профессиональной и требовательной атмосферы – важная задача для членов ГЭК и научных руководителей. Это позволяет студенту максимально раскрыть свой потенциал и продемонстрировать реальные результаты своего труда.
Как Вы считаете, насколько важен процесс защиты для подготовки студентов к профессиональной деятельности?
Процесс защиты – это не просто экзамен. Это кульминация обучения и первая серьезная профессиональная проба сил. Он напрямую готовит студентов к реальным рабочим ситуациям, требующим глубокого знания предмета, умения презентовать и защищать свои идеи, аргументированно дискутировать, работать под давлением и конструктивно воспринимать обратную связь. Без этого этапа подготовка к профессиональной деятельности была бы неполной. Это переход от статуса студента к статусу специалиста, способного не только выполнять задачи, но и нести ответственность за их результаты и представлять их перед другими.
Какие Вы видите стратегии успеха?
- Начать готовиться заранее: не за день до защиты. Время - союзник.
- Консультация с научным руководителем: обсудить возможные вопросы, слабые места работы, структуру доклада. Пройти "пробную защиту".
- Посетить защиты других студентов: понять атмосферу, типы вопросов, как работает комиссия.
- Выспаться перед защитой: уставший мозг работает хуже.
- Позитивный настрой: вера в свои силы и в качество проделанной работы – половина успеха. Помнить, что комиссия заинтересована в вашем успехе.
Каково Ваше мнение о подготовке студентов к защите? Насколько преподаватели готовы поддерживать студентов в этом процессе?
В идеале подготовка к защите должна быть совместным, планомерным процессом, где студент учится проводить исследование и презентовать его результаты, а преподаватель выступает наставником и экспертом. К сожалению, реальность иногда далека от этого идеала, но осознание проблем помогает студентам лучше подготовиться и взять инициативу в свои руки.
Бережной Александр Викторович, сфера деятельности — мировая экономика, председатель ГЭК в ВИЭШ СПбПУ более 5 лет
Каковы Ваши общие впечатления от защиты? Что вам понравилось больше всего?
В этом году защиты ВКР бакалавров были на порядок сильнее, чем в прошлом. Связываю это с тем, что отголоски пандемии закончились, студенты активнее включились в работу, было больше практики, в том числе, и в общении с преподавателями, руководителями на русском языке. Некоторые ребята показали уровень знаний ничуть не хуже наших русских студентов. Глубокое погружение в тему, достойная аналитика в работе, оформление презентаций – всё, что в лучшую сторону отличало работы этого года.
Как Вы оцениваете актуальность тематики защищаемых работ?
Актуальность работ достаточно высокая, тем не менее, есть куда двигаться для совершенствования. Так, многие компании, на примере которых пишутся ВКР, не имеют бизнеса в России. На мой взгляд, было бы намного интереснее выбирать компании, ведущие бизнес в России, особенно те, которые имеют здесь свои филиалы или дочерние компании, оценивать российские проекты, сравнивать их показатели с зарубежными подразделениями. Мне кажется, что таких примеров много, в том числе, китайских корпораций – это Haval, Haier, DMTG и многие другие. Тем более, что китайских студентов среди зарубежных у нас большинство.
Как Вы оцениваете роль научных руководителей в подготовке студентов к защите?
Роль научных руководителей сложно переоценить, поскольку именно с ними ребята согласовывали тему, консультировались в процессе написания работы и, конечно, же при подготовке к защите. Очень приятно, что многие научные руководители приходили на защиту, чтобы поддержать своих подопечных, ответить на вопросы членов комиссии – такой подход только приветствуется. В этом году чувствовалась рука практически каждого руководителя в подготовке к защите и презентации. Для студента, особенно иностранного, очень важно не оставаться один на один с презентацией, со стрессом.
Лаврентьева Анна Андреевна, заместитель директора по финансам и внешнеэкономической деятельности ООО «МиниМед», председатель ГЭК в ВИЭШ СПбПУ с 2021 года
Какие критерии Вы использовали для оценки представленных работ?
1. Научная новизна и актуальность: насколько работа вносит вклад в решение современных проблем финансовых рынков или предлагает новые подходы/модификации существующих. 2. Релевантность и качество данных, корректность их обработки, интерпретация результатов, проверка гипотез. 3. Практическая значимость и применимость результатов: четкость формулировки выводов, возможность использования результатов в реальной финансовой практике. 4. Качество оформления и презентации: структурированность работы, ясность изложения, качество визуализации, умение представить сложные концепции доступно и убедительно на защите. 5. И, конечно, уровень владения английским языком.
Как Вы оцениваете актуальность тематики защищаемых работ?
Актуальность тематики в этом году была на высоком уровне.
Мы наблюдали значительный интерес к современным вызовам финансовых рынков и банковской сфере.
Как Вы думаете, влияет ли психологическая атмосфера на защите на качество выступления студентов?
Безусловно, психологическая атмосфера играет ключевую роль. Комфортная, доброжелательная, но при этом профессиональная обстановка позволяет студенту раскрыться сосредоточиться на сути своего исследования, а не на волнении, и более уверенно отвечать на вопросы.
Какие рекомендации Вы могли бы дать студентам для улучшения качества их работ в будущем?
1. Уделять внимание качеству данных: стараться находить наиболее свежую актуальную информацию и данные, хотя я понимаю, что в современном мире и в период геополитической напряженности уследить за всеми событиями бывает непросто. 2. Совершенствовать навыки презентации: учиться четко формулировать проблему, методологию и главный вклад работы буквально за 1–2 минуты. Уделять больше внимания наглядной и информативной визуализации сложных результатов. Репетировать выступление и ответы на возможные вопросы.
Есть ли аспекты, которые, по Вашему мнению, студенты часто упускают в своих исследованиях?
Я бы выделила коммуникацию сложных идей: умение объяснить суть своей сложной математической модели человеку, не являющемуся узким специалистом в именно этой области (например, риск-менеджеру высшего звена или инвестору). Это критически важный навык в финансах.
Соловей Ольга Васильвна, директор программ Офиса трансформации ПАО «Ростелеком», председатель ГЭК в ВИЭШ СПбПУ с 2019 года
Каковы Ваши общие впечатления от защиты?
Общие впечатления от защит: с каждым годом все интереснее слушать защиты студентов – появляются новые актуальные темы, улучшается подготовка. Особенно это заметно по работам тех студентов, которые уже работают на предприятиях и в компаниях. Такие работы и защиты сразу выделяются практическими подходами и примерами.
Какие критерии Вы использовали для оценки представленных работ?
- новизна и актуальность темы работы, - самостоятельность исследований и широта проработки темы, - качество подготовки к защите – четкость доклада, владение темой при ответах на вопросы,
- логика мышления, эрудиция студента.
Как Вы думаете, влияет ли психологическая атмосфера на защите на качество выступления студентов?
Психологическая атмосфера, безусловно, влияет на защите на качество выступления студентов. Стараюсь во вступительном слове председателя ГЭК подчеркнуть, что комиссия расположена конструктивно, с поддержкой выступающим, желаю всем студентам успешной защиты. Во время защит координирую вопросы членов комиссии, не допуская предвзятости.
Какие рекомендации Вы могли бы дать студентам для улучшения качества их работ в будущем?
- По улучшению качества работ в будущем рекомендую студентам: глубже исследовать уже имеющиеся наработки по теме
- выбирать темы, имеющие реальное практическое применение в конкретных компаниях,
- при подготовке к защите четко выделять главные тезисы в работе для донесения основных акцентов комиссии,
- готовиться к защите как к публичному выступлению – уверенно владеть материалом и текстом выступления (не читать по бумажке), осознанно тратить время на подготовку и репетицию защиты,
- иностранным студентам больше обращать внимание на уровень владения русским языком, как основным языком обучения, написания работ и их защиты.
Пищалкин Денис Николаевич, Начальник отдела по обслуживанию здания Администрации Невского района Санкт-Петербурга, председатель ГЭК в ВИЭШ СПбПУ с 2025
Планируете ли дальше оставаться председателем ГЭК в ВИЭШ?
Я благодарен, что мне доверили возглавить Государственную экзаменационную комиссию в моей альма-матер, ведь это возможность быть причастным к оцениванию работ выпускников магистратуры одного из лучших университетов страны, и надеюсь на плодотворное и долгосрочное сотрудничество. В этом году я впервые стал Председателем ГЭК и хотел бы отметить высокую степень проработанности исследуемых тем выпускных работ, их научно-практическую значимость и достойный уровень подготовки представленных материалов.
Как Вы считаете, насколько важен процесс защиты для подготовки студентов к профессиональной деятельности?
Процесс подготовки к защите и сама защита дипломной работы способствует развитию коммуникативныхнавыков студентов и работе с критикой и стрессом. Результат защиты выпускных работ магистров продемонстрировал глубину понимания темы, а также показал не только теоретические знания студентов, но и практические способности. Успешная защита – залог уверенности в себе при трудоустройстве и ценный опыт для будущей карьеры, так как позволяет выпускнику аргументированно представлять свои идеи и исследования.
Какой совет Вы бы дали себе, если бы могли вернуться в свое время как студент?
Усваивать знания и опыт педагогов, а также вести с ними активный диалог, особенно по тем предметам, где возникают сложности понимания, развивать свой научный потенциал, вести активную научно-исследовательскую деятельность, использовать все возможности Университета, в том числе в части студенческих мероприятий.
Сметанников Антон Владимирович, сфера деятельности — ИТ в нефтегазе, председатель ГЭК в ВИЭШ СПбПУ с 2025 года
Каковы Ваши общие впечатления от защиты?
Общая картина проведенных защит оказалась весьма позитивной. Представленные работы продемонстрировали высокий уровень компетентности и глубоких знаний среди студентов-магистрантов. Приятно наблюдать, как молодые специалисты применяют современные концепции экономики и информационно-коммуникационные технологии для решения значимых задач в разных отраслях, будь то энергетика, промышленность или розничная торговля. Работа с такими интересными и актуальными темами, как цифровизация экономики, внедрение инновационных решений в энергетике и анализ экономической эффективности корпоративных проектов, говорит о высоком уровне профессиональной подготовки. Примечательно, что большинство исследований сосредоточено вокруг интегрированных подходов к цифровизации бизнеса, что соответствует мировым трендам.
Что Вам понравилось больше всего?
Больше всего меня поразило разнообразие и современность тематик исследований. Каждая работа уникальна и отражает различные аспекты цифровизации экономики. Очень вдохновляет, что студенты самостоятельно выбрали актуальные темы, такие как создание цифровых сервисов для принятия ценовых решений, оптимизацию логистических процессов с помощью интеллектуальных диспетчеров и оценку эффекта внедрения информационных технологий на предприятиях нефтегазовой отрасли. Эта тенденция демонстрирует готовность студентов решать самые острые вопросы российского бизнеса и создавать действенные алгоритмы модернизации предприятий.
Как Вы считаете, насколько важен процесс защиты для подготовки студентов к профессиональной деятельности?
Защита — это мощный инструмент для приобретения навыков публичной презентации и эффективной коммуникации. Она готовит студентов к реальной рабочей среде, где умение ясно и точно излагать свои мысли, убеждать аудиторию и противостоять критике имеют решающее значение. Полученный опыт обязательно пригодится молодым специалистам в повседневной работе.
Какие новые тенденции в вашей области Вы наблюдаете, и как они могут повлиять на будущие исследования студентов?
Главная тенденция, которую я вижу, — это усиление интеграции цифровых технологий и традиционной экономики. Появляются всё новые способы использования облачных решений, мобильных приложений и блокчейн-технологий для оптимизации бизнес-процессов. Огромный потенциал кроется в объединении больших данных и AI/ML-аналитики, что позволит существенно повышать рентабельность предприятий и снижать операционные расходы. Однако особую значимость приобретает технологическая устойчивость. Компании сталкиваются с постоянно растущими угрозами, нестабильностью и непредсказуемостью рынков. Поэтому одной из главных задач будущих исследований становится обеспечение надежности и стабильности технических решений. Это создаёт уникальные возможности для студентов заняться разработкой новых стандартов безопасности, защитой интеллектуальной собственности и поиском путей предотвращения возможных угроз. Направления цифровой трансформации инфраструктуры предприятий, внедрение умных систем управления качеством и ресурсосбережением останутся приоритетными ещё долгие годы, причем ключевой акцент будет сделан на обеспечении технологической устойчивости этих решений.
Константинов Ярослав Анатольевич, исполнительный директор ООО «Инвест», председатель ГЭК в ВИЭШ СПбПУ с 2022 года
Каковы Ваши общие впечатления от защит?
В моей работе председателем ГЭК мне больше всего нравится узнавать много нового от студентов, потому что с каждым годом все в мире меняется, студенты становится умнее, хитрее, активно пользуются интернетом и современными удобствами, например ИИ. Из запоминающихся защит помню защиту участников СВО. Это очень мужественные ребята, которые отстаивает свою честь не только на поле боя, но и перед нами, в государственной экзаменационной комиссии.
Какой совет Вы бы дали себе, если бы могли вернуться в свое время как студент?
Если бы я мог вернуться в то время, когда был студентом, то я посоветовал бы себе сделать все так же, как и сделал тогда. Потому что любой опыт уникален.
Каково Ваше мнение о подготовке студентов к защите? Насколько преподаватели готовы поддерживать студентов в этом процессе?
Не знаю, совпадение это или нет, но сейчас студенты готовиться к защитам достаточно качественно. В то время, когда защита была у меня, у моих одногруппников были даже тройки. За последние четыре года моей работы в ГЭК, явно заметна тенденция к хорошей учёбе. Преподаватели поддерживают всех студентов при подготовке к защите выпускной квалификационной работы. Я считаю, что это очень полезно иметь наставника в такой работе, от которого можно набраться опыта. Наставники играют большую роль в подготовке.
Какие рекомендации Вы могли бы дать студентам для улучшения качества их работ в будущем?
Я считаю, что нужна огромная заинтересованность в своей работе и большое желание дать этому миру что-то новое, только тогда работа получится уникальной и незаурядной. Также необходимо обладать хорошим терпением и стремиться получить качественный результат. Многие студенты от лени или отсутствия информации в свободных источниках проводит анализ на достаточном малом количестве данных. А это ведёт, в свою очередь, к неточности.
Хуан Тао, генеральный директор ООО РКС, председатель ГЭК в ВИЭШ СПбПУ с 2023 года
Как вы считаете, насколько важен процесс защиты для подготовки студентов к профессиональной деятельности?
Процесс защиты — отнюдь не простая «формальность», а настоящая кузница профессиональных качеств: он системно формирует всестороннюю конкурентоспособность студента — от базовых навыков (мышление, коммуникация) до ресурсной сети (связи, возможности) и профессионального мышления (стрессоустойчивость, ответственность). Согласно статистике, у студентов, показавших выдающиеся результаты на защите, уровень заработной платы на первой работе превышает средний показатель на 15–20%, а скорость карьерного роста значительно выше.
Какие вопросы или темы вызвали наибольшие затруднения у студентов?
Все вопросы, связанные с моделированием и анализом данных, представляют определённую сложность для студентов.
Как Вы думаете, влияет ли психологическая атмосферана защите на качество выступления студентов?
Психологическая атмосфера напрямую влияет на качество защиты: чрезмерное волнение может вызвать логическую путаницу, ускорение/замедление темпа речи или забывание ключевых аргументов, что значительно снижает качество защиты.
Мы выражаем искреннюю благодарность всем председателям ГЭК за их неоценимый труд и преданность делу. Их профессионализм и забота о будущем студентов играют ключевую роль в формировании высококвалифицированных специалистов в области инженерии и экономики. Надеемся на дальнейшее сотрудничество и желаем успехов в предстоящих проектах!
Больше фотографий с защит бакалавров и магистров смотрите в нашем фотоальбоме.